Закон о договорных матчах. Часть 1. Зачем нам Совет по выявлению "договорняков"?

Председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодёжи Игорь Ананских заявил, что в ближайшее время президент России Владимир Путин должен ввести закон о договорных матчах.

Еще свежи в памяти обсуждения закона о болельщиках, как народные избранники готовят очередной нормативно–правовой акт, направленный на искоренение еще одной заразы, глубоко поразившей российский футбол. В настоящий момент в российской законодательстве ответственность за так называемые договорняки установлена ст. 184 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ней предусмотрены санкции за:

Подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты этих соревнований или конкурсов" — наказание от штрафа в размере до 200 тыс. рублей дол ареста на срок до трех месяцев. То же самое деяние, совершенное организованной группой лиц — от штрафа до 300 тыс. рублей до лишения свободы до 5 лет;

Незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных им в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях, — от штрафа до трехсот тысяч рублей до ареста на срок до шести месяцев;

Незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях, указанных в части третьей настоящей статьи — от штрафа до 300 тыс. рублей до лишения свободы до двух лет.

Есть в этой статье и другие санкции по данному преступлению, такие как обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Судебная практика по данному виду преступления отсутствует. По сути дела статья 184 УК РФ не работает. Сомневаюсь, что с принятием нового закона о договорняках что–то изменится, потому как сам механизм выявления «странных матчей» у нас в России отсутствует.

В настоящий момент единственной организацией, которая призвана выявлять договорные матчи является экспертный совет при Президенте РФС по выявлению договорных матчей. Руководитель совета Анзор Кавазашвили недавно пожаловался на несовершенство действующего Положения об органе, который он возглавляет, и именно это обстоятельство связывает ему и совету руки, чтобы довести хоть одно разбирательство по договорному матчу до конца.

Я изучил документ под названием проект «Положения об экспертном Совете при Президенте РФС по выявлению договорных матчей в футбольных соревнованиях, проводимых под эгидой РФС», который в настоящий момент размещен на официальном сайте главного футбольного ведомства страны. Проект датирован 2011 годом. Насколько мне известно совет по выявлению договорняков при РФС был создан еще летом прошлого года. Проект положения о совете, размещенный на сайте не имеет никаких реквизитов ни одобрения Исполкомом РФС ни утверждения Президентом РФС. Складывается впечатление, что созданный орган работает без документа, который должен регламентировать его деятельность. Конечно же есть Устав РФС и можно руководствоваться им в работе. Но Кавазашвили ссылается именно на Положение о совете, которое по его словам необходимо срочно менять.

Вернусь к проекту. Кавазашвили заявил, что (цитирую дословно) «Когда по какому–то вопросу приходим к заключению, что должны вызывать людей, те просто не приезжают, резонно ссылаясь на отсутствие средств. При этом в Положении не предусмотрены спортивные санкции за неявку по нашему вызову».

Открываем проект Положения и читаем:

Раздел V. Состав и организация работы Совета.

«Совет вправе запрашивать любые необходимые материалы в соответствующих структурных подразделения РФС, футбольных лига, региональных и межрегиональных федерациях футбола, футбольных клубах и других структурах, влияющих на развитие системы борьбы с организацией договорных матчей и контролем за честной борьбой. Субъекты футбола обязаны содействовать Совету в осуществлении его полномочий, В ТОМ ЧИСЛЕ, ЯВЛЯТЬСЯ ПО ВЫЗОВАМ НА ЕГО ЗАСЕДАНИЯ, ДАВАТЬ ПОЯСНЕНИЯ, предоставлять в срок не позднее 7 календарных дней необходимые документы, видеозаписи матчей и иную информацию по вопросам, рассматриваемым Советом…»

Действительно, обязанность оказывать содействие Совету в его работе есть, а ответственности за невыполнение требований Совета — нет. Так кто в этом виноват? Достаточно внести изменения в дисциплинарный регламент РФС — и руки сами развяжутся.

Также в этом проекте есть много и других интересных положений, но все они сводятся к тому, что Совет как правило ориентирован работать на выявление договорняков уже после того, как тот или иной странный матч состоялся. Хотя нет, есть один раздел, посвященный профилактическим мероприятиям, направленным на упреждение договорных матчей. Вот перечень этих профмероприятий:

1. приглашение на заседание Совета лиц (физических лиц, в том числе руководителей клубов, лиг, спортивных федераций, футболистов, агентов и других лиц) для информации о предполагаемых договорных матчах и/или о мерах, препятствующих организации договорных матчей;

2. разъяснение посредством телевидения, СМИ и интернета необходимости борьбы и выявления договорных матчей, сути последствий их выявления;

3. проведение семинаров (занятий, лекций и т.п.) на тему борьбы с коррупционными проявлениями с договорными матчами с представителями РФПЛ, ФНЛ, второго дивизиона, любительских турниров и т.д.

Вот как надо бороться с договорными матчами — вызвал на Совет, погрозил пальцем и пресек договорняк. А если никто приедет на Совет по вызову (например из–за отсутствия денег на дорогу и проживание) — как в этой ситуации быть? А для этого существуют пункты 2 и 3 профилактических мер.

В общем кому интересно может зайти на сайт РФС и ознакомиться с полным текстом Положения (точнее его проекта). Для меня вывод однозначен. Нынешний Совет по выявлению договорняков абсолютно бесполезен в своей деятельности. А уж события уходящей недели только укрепили меня в этом мнении. В пятницу в спортивном издании выходит материал с новыми подробностями вокруг одного из матчей РФПЛ, который по мнению многих имел «странный» характер. Согласно Положению о Совете по выявлению договорняков основанием (поводом) для рассмотрения вопроса о договорном матче (или матчей) являются материалы в средствах массовой информации. Сейчас этот странный матч вновь изучается. Так вот, глава Совета Кавазашвили сам признался, что разбирательство возобновилось только после того, как президент РФС Николай Толстых посоветовал ему прочитать материал в газете. О чем это я? Да в совете по выявлению договорняков элементарно не мониторят информацию, которая содержится либо в газетах, либо в интернете. Ну и зачем нам такой Совет?

Что касается Закона о договорных матчах, то я пока не видел проект будущего нормативно–правового акта. Кстати, его должны были рассмотреть в Госдуме этой осенью, но похоже этого не произойдет даже до конца года. Потому как самого проекта тоже нет. Но тему не закрываю. Потому как есть идеи, возможно не новые, но думаю, что интересные.

http://www.rfs.ru/rfs/documents/docs8_0/
(ссылка на Положение об экспертном Совета по выявлению договорных матчей).

http://www.sovsport.ru

Tweet